Вознесенский храм.

 

Первая церковь на территории села Хорошее была построена в честь Игнатия Богоносца. До наших дней она не сохранилась, но осталась информация о церкви в исторических документах.

История церкви

Село Хорошее, при рѣкѣ Лугани, довольно многолюдное, съ одношгатнымъ церковнымъ причтомъ, находится нынѣ Славяносербскаго уѣзда въ 1-мъ благочинническомъ округѣ*.

Мѣстность села Хорошаго,—древнѣйшее запорожское займище, старожитная казацкая маетпость. въ 1756 году отдана была пришедшимъ въ Россію на жительство, православнымъ иностранцамъ,—волошскимъ поселяиамъ, въ полное ихъ распоряженіе. Обстроившись здѣсь домами и обзаведшись хозяйствомъ и экономическими усадьбами, жители селенія Хорошаго Яра, согласно желанію всего общества, въ концѣ 1774 года, просили у преосвященнаго Аггея, епископа Бѣлгородскаго; разрѣшенія и благословенія устроить въ Хорошемъ Яру церковь во имя свяшенномученика Ігнатія Богоносца; въ 1775 году, по благословенію Преосвященнаго, заложивъ церковь и устроивъ ее вчернѣ, частію по бѣдности, а частію по небрежности не оканчивали постройки ея.

Всѣ убѣжденія мѣстнаго священника Григорія Славгородскаго и настоянія Бахмутскаго духовнаго Правленія не имѣли успѣха. Смотритель слободы, прапорщикъ Лазарь Перичъ, громадскій писарь. отставной квартермистръ Іванъ Албаневъ, поселяне: Яковъ Лебедь, Еремѣй Дунбранъ и другіе, за все общество, обѣщали, и ничего не дѣлали. Бахмутское духовное Правленіе обратилось въ этомъ случаѣ къ преосвященному Никифору; архіепископу Славенскому и Херсонскому; въ репортѣ отъ 26-го октября 1782 года оно писало: «Поданнымъ въ сіе Правленіе селенія Хорошаго Яру, священникъ Григорій Славгородскій доношеніемъ прописывая. что въ томъ селенІи заложенная въ 1775 году по благословенію преосвященнаго Аггея, епископа Бѣлоградскаго, бывшимъ тогда десятоначальникомъ селенія Черкаскаго Броду священникомъ Феодоромъ Верецкимъ, во имя священномученика Ігнатія Богоносца, деревянная церковь строеніемъ и понынѣ, за нерачительствомъ  прихожанъ,   совершенно   не  достроена,   еще   не обшелевана, и какъ должно не покрыта, почему отъ дождей такая бываетъ течь, что и священнослуженія отправлять въ ней не возможно; и хотя де онъ многократно увѣщавалъ прихожанъ, дабы они возможные употребили мѣры обшелевать, и порядочно покрыть ту церковь, и по отведеніи подцерковной для священноцерковно-служителей указнаго числа десятинъ земли, старались бы, о освященіи означенной церкви просить отъ Вашего Преосвященства архипастырскаго благословенія; но оные объявили, что за крайнимъ ихъ убожествомъ болѣе уже церковь обшелевкою обдѣлывать и порядочно покрывать не всостояніи; такожъ и для священника съ причетниками отмежеванной и крѣпостію утвержденной земли не имѣется, и поелику за неосвященіемъ той церкви Божественныя литургія въ ней не совершается, то во время бываемыхъ въ воскресные и праздничные во оной церкви молитвоприношеній помянутые прихожане весьма лѣностно прибѣгаютъ, къ чему побудить ни какимъ способомъ не могъ, а только за тое на него священника такъ огорчились, что и въ снабдѣніи онаго ни какой помощи ему не даютъ; чрезъ что пришелъ онъ въ крайнѣйшую бѣдность; по тѣмъ обстоятельствамъ просилъ о увольненіи его къ Вашему Преосвященству ко испрошенію о пріисканіи другаго празднаго священническаго мѣста указа.

А понеже извѣстно духовному Правленію, что вышепоказанная церковь чрезъ толь долгое время не приведена строеніемъ къ окончанію, и чрезъ то начала уже по мѣстамъ гнить, о докончаніи которой хотя сіе Правленіе прихожанъ и понуждало, какъ то потому и данною отъ себя прошлаго 1781 года февраля 6-го дня подпискою оную церковь строеніемъ во окончаніе привесть и объ отводѣ подцерковной земли стараніе прилагать обязались, съ тѣмъ, если въ случаѣ за какимъ либо ихъ нерачительствомъ принадлежащая церковная достройка чрезъ годъ окончена, и подцерковная земля отведена не будетъ, за то подвергаютъ себя указному штрафу; каковая у сего оригиналомъ влагается; однакъ и за тѣмъ обязательствомъ, по нерачительству своему, а особливо за выбытіемъ изъ того селенія нѣкоторыхъ  въ другіе  мѣста  на  поселеніе,  упоминаемая  церковь строеніемъ не докончена; да и надежды непредвидится, чтобъ они могли оную церковь въ пристойное состояніе привесть; такожъ и для священника съ причетниками въ отмежеваніи указнаго числа десятинъ земли неимѣется, и по тѣмъ обстоятельствамъ духовное Правленіе снисходя священника Григорія Славгородскаго прошенію и видимой его бѣдности, увольнило онаго къ Вашему Преосвященству, для испрошенія о пріисканіи другаго празднаго священническаго мѣста открытаго указа; и естли будетъ Вашего Преосвяшенства архипастырское благословеніе, снабдить реченнаго просителя указомъ; то, по способности ближайшаго мѣста, предъявленнаго селенія Хорошаго Яру жителей можно причислить въ приходъ здѣшней же протопопіи селенія Черкасскаго Броду къ Свято-Николаевской церкви, которое селеніе отъ прописаннаго Хорошаго Яру состоитъ разстояніемъ въ 7-ми верстахъ; о чемъ Вашему Преосвященству Бахмутское духовное Правленіе симъ донося проситъ архипастырской резолюціи».

По представленной къ дѣлу справкѣ оказалось: Бахмутской провинціи гусарскаго селенія 12 роты въ шанцѣ Хорошемъ Яру, по исповѣднымъ за 1782 годъ росписямъ, показано 145 приходскихъ дворовъ, въ нихъ муж. 412 и жен. 372 души.

Этотъ репортъ Бахмутскаго духовнаго Правленія и первыя распоряженія по нему епархіальнаго Начальства, сильно подѣйствовали на безпечныхъ слобожанъ Хорошаго Яра. Желая удержать у себя священника Славгородскаго и сохранить свой приходъ самостоятельнымъ, жители Хорошаго Яра немедленно приступили къ работамъ для окончательной отдѣлки своего приходскаго храма; по усердному ихъ ходатайству, Азовскій губернаторскій товарищъ Іларіонъ Спиридоновичъ Алексѣевъ, при бумагѣ отъ 16-го марта 1783 года, представилъ преосвященному Никифору планъ на подцерковную землю для причта шанца Хорошаго Яра, составленный межевщикомъ, прапорщикомъ Ананіемъ Струковымъ и законнымъ порядкомъ повѣренный и утвержденный.

Доношеніемъ отъ 3-го августа 1784 года Бахмутское духовное Правленіе   представляло   преосвященному   Никифору:   «Сего   1784 года августа 1-го дня, поданнымъ въ духовное Правленіе здѣшняго вѣдомства села Хорошаго Яру, священникъ Григорій Славгородскій доношеніемъ прописывая, что въ помянутомъ селѣ Хорошемъ заложенная въ прошломъ 1775 году, по выданной отъ преосвященнаго Аггея, епископа Бѣлградскаго и Обоянскаго грамотѣ, Ізюмскимъ протопопомъ Іоанномъ Страховымъ, во имянованіе св. священномученика Ігнатія Богоносца, деревянная церковь нынѣ настоящимъ порядкомъ совсѣмъ сооружена и внутри оной всѣми утварьми, какъ книгами церковными, сосудами, олтарными одеждами и священно-служительскими облаченіями, такъ святыми иконами и протчимъ церковнымъ благолѣпіемъ убрана, и совсѣмъ ко освященію изготовлена,—просилъ о представленіи къ Вашему Преосвященству со испрошеніемъ, о выдачѣ на освященіе помянутой церкви святаго антиминса; по каковому доношенію означенной новосостроенной церкви осмотръ чиненъ, и оказалось, что оная церковь и олтарь, строеніемъ совершенно окончены: церковь покрыта гонтомъ, вымощена деревяннымъ помостомъ порядочно, иконостасъ на первый случай поставленъ старой съ приличнымъ изображеніемъ святыхъ иконъ, а при томъ церковнымъ благолѣпіемъ по силѣ святыхъ правилъ убрана и все приличное къ освященію, по содержанію указа въ Святѣйшемъ Правительствующемъ Синодѣ октября 9 дня 1742 года состоявшагося, изготовлено, сколькожъ именно имѣется церковной утвари, явствуетъ въ приложенной при семъ учиненной описи; а для священника съ причетниками земли подлежащее число десятинъ отъ Азовской губернской Канцеляріи отведено, и на утвердительное владѣніе планъ имѣется. Того ради Вашего Преосвященства Бахмутское духовное Правленіе въ покорности проситъ, о выдачѣ на освя-щеніе вышепоказанной новосостроенной священномученика Ігнатія Богоносца церкви, благословительной грамоты и божественнаго антиминса, учинить архипастырскую резолюцію».

По сему доношенію въ Славенской духовной Консисторіи состоялось опредѣленіе о разрѣшеніи освятить новосрстроенную Азовской губерніи, Бахмутской провинціи въ селѣ Хорошемъ Яру Свято-Ігнатьевскую церковь.

10-го августа  1784 года, выданы были святительская благословительная грамота на освященіе церкви и освященный антиминсъ для совершенія въ ней священнодѣйствій и богослуженій. 16-го сентября 1784 года Бахмутскій протопопъ Петръ Расевскій соборнѣ, по надлежащему церковному чиноположенію, въ слободѣ Хорошемъ Яру освятилъ новосооруженную, во имя святаго священномученика Ігнатія Богоносца, деревянную церковь и открылъ въ ней богослуженіе и священнодѣйствіе.

Свято-Вознесенский храм. Приделы во имя Игнатия Богоносца и во имя Илии Пророка.

Авторизация
*
*